Впервые посетить логопеда рекомендуется, когда ребенку исполнится 1,5-2 года, даже если у вашего малыша нет проблем с речью.
В настоящее время увеличилось число детей с диагнозом задержка речевого развития. С возрастом задержка компенсируется, но легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. Задержка речи чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В основном на развитие речи влияют: протекание беременности, роды, наследственная предрасположенность или факторы среды обитания. Течение задержек различно. Диагностировать нарушения речи у детей надо как можно раньше, чтобы вовремя начать коррекционные мероприятия.
Важно посещать невролога, так как правильное развитие речи напрямую зависит от нормального функционирования центральной нервной системы. Если невролог поставил задержку речевого развития, то к логопеду стоит записаться как можно скорее, и в дальнейшем регулярно посещать до трех лет включительно. Для своевременной коррекции достаточно одного — двух раз в месяц.
От успешного сотрудничества специалистов зависит качество жизни ребенка в будущем.
Также мама должна четко знать, были ли «гуление» и «лепет» у малыша, когда он сказал первое слово. Если ему исполнился год, а он так и не заговорил, посетите невролога и логопеда как можно скорее.
Проблемы с речью могут появиться и на фоне общей задержки психомоторного развития.
Ее основными проявлениями являются:
- неправильное восприятие цветов (ребенок в 3 — 4 года не различает цвета);
- не понимает и не выполняет просьбы;
- не откликается на свое имя.
В этом случае малышу потребуется помощь и наблюдение у невролога и логопеда одновременно.
Для нормального развития речи важную роль играет полноценное общение ребенка с мамой в течение первых лет жизни.
Дефекты речи различной степени тяжести наблюдаются у 50% детей, поэтому даже при небольших признаках нарушения не стесняйтесь обратиться к специалисту. В противном случае нарушения могут быть необратимыми.
При составлении оптимальной программы лечения специалисту важно знать определенные факторы, в том числе:
- как протекала беременность;
- как прошли роды;
- были ли осложнения, трудности в развитии в течение первого года жизни ребенка;
- посещали ли вы предварительно невролога.
В числе наиболее распространенных дефектов речи у детей младшего возраста:
1. Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание в речи от нормы развития детей до 3 лет. При диагнозе задержка речевого развития ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.
2. Дислалия – представляет собой нарушение произношения одного или нескольких звуков.
Причинами дислалии могут быть:
- неправильное строение органов артикуляции;
- недостаточная подвижность артикуляционных органов (в том числе губ и языка);
- подражание детей неправильной речи взрослых.
Если добавляется нарушение фонематического слуха и нарушение слоговой структуры, не сформирован лексико-грамматический строй, речь идет о сложном нарушении, которое представляет собой общее недоразвитие речи.
В этом случае потребуется длительная коррекция (не менее года) по показаниям специалиста.
3. Алалия и дизартрия – сложные нарушения, вызванные органическим поражением центральной нервной системы. В этом случае лечение должно быть комплексным и, помимо логопеда, включать в себя наблюдение у невролога, дефектолога и психолога. Немаловажную роль играет и помощь семьи.
4. Дислексия и дисграфия – проблемы с чтением и правописанием, которые часто наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы предупредить их развитие, необходимо начать заниматься с ребенком как можно раньше. Как именно вам подскажут специалисты.
5. Заикание – нарушение при произношении звуков, при котором пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (чаще всего, возникает в начале речи).
Факторами, провоцирующими развитие заикания, являются:
- психическая травма (страх, испуг);
- двуязычие или многоязычие в семье;
- подражание;
- ускоренная речь.
Успешное лечение заикания, в свою очередь, возможно на самом раннем этапе и если ребенку 2 — 3 года. Логопед уже на первой консультации расскажет маме как себя вести и как заниматься с малышом в подобной ситуации.
В нашей клинике применяются самые различные методы коррекции, индивидуально подобранные для каждого ребенка, среди них – массажно-постановочные зонды, дыхательная гимнастика, массаж органов артикуляции.